Фамилия Луначарский: происхождение, значение, история, написание и произношение

Фамилия Луначарский: происхождение, значение, история, написание и произношение

Существует миф о том, что первое большевистское правительство состояло из одних евреев, из-за чего слова «большевик» и «еврей» стали практически синонимами… Сколько в этом истины, и каков же в действительности был национальный состав первого Совнаркома?

Совнарком по Дикому

9 ноября 1917 года по новому стилю Всероссийским Съездом Советов было принято «Постановление об образовании Совета Народных Комиссаров».
Как утверждает в работе «Евреи в России и СССР» писатель-белоэмигрант Андрей Дикий (настоящая фамилия – Занкевич), в состав первого Совнаркома входили 20 народных комиссаров:
«Ленин — председатель, Чичерин — иностранные дела, русский; Луначарский — просвещение, еврей; Джугашвили (Сталин) — народности, грузин; Протиан — земледелие, армянин; Ларин (Лурье) — экономический совет, еврей; Шлихтер — снабжение, еврей; Троцкий (Бронштейн) — армия и флот, еврей; Ландер — госконтроль, еврей; Кауфман — государственные имущества, еврей; В. Шмидт — труд,
еврей; Лилина (Книгиссен) — народное здравие, еврейка; Шпицберг — культы, еврей; Зиновьев (Апфельбаум) — внутренние дела, еврей; Анвельт — гигиена, еврей; Исидор
Гуковский — финансы, еврей; Володарский — печать, еврей; Урицкий — выборы, еврей; И. Стейнберг — юстиция, еврей; Фенгстейн — беженцы, еврей.
Итого, из 20-ти наркомов — один русский, один грузин, один армянин и 17 евреев».

Работа над ошибками

Однако этот перечень сильно расходится с официальными данными по составу первого Совнаркома. Во-первых, пишет российский историк Юрий Емельянов в своей работе «Троцкий. Мифы и личность», в него входят наркомы из различных составов СНК, многократно менявшихся. Во-вторых, по словам Емельянова, Дикий упоминает ряд наркоматов, вообще никогда не существовавших! Например, по культам, по выборам, по беженцам, по гигиене… Зато реально существовавшие наркоматы путей сообщения, почт и телеграфов в списке Дикого отсутствуют вообще!
Далее: Дикий утверждает, что в первый Совнарком входило 20 человек, хотя известно, что их было всего 15.
Ряд должностей указан неточно. Так, председатель Петросовета Г.Е. Зиновьев на самом деле никогда не занимал пост наркома внутренних дел. Прошьян, которого Дикий почему-то называет «Протианом», был наркомом почт и телеграфов, а не земледелия.
Несколько упомянутых «членов СНК» в правительство никогда не входили. И.А. Шпицберг был следователем VIII ликвидационного отдела Наркомюста. Кто подразумевается под Лилиной-Книгиссен, вообще непонятно: то ли актриса М.П. Лилина, то ли З.И. Лилина (Бернштейн), работавшая завотделом народного образования при исполкоме Петросовета. Кадет А.А. Кауфман участвовал в качестве эксперта в разработке земельной реформы, но к Совнаркому тоже никакого отношения не имел. Фамилия наркома юстиции была вовсе не Стейнберг, а Штейнберг…

Момент истины

Так каков же был реальный состав первого советского правительства? Чтобы выяснить это, достаточно почитать текст вышеупомянутого декрета:
«Председатель Совета Народных Комиссаров — Владимир Ульянов (Ленин)
Нарком по внутренним делам — А.И. Рыков
Нарком земледелия — В.П. Милютин
Нарком труда — А.Г. Шляпников
Наркомат по военным и морским делам — комитет, в составе: В.А. Овсеенко (Антонов), Н.В. Крыленко и П.Е. Дыбенко
Нарком по делам торговли и промышленности — В.П. Ногин
Нарком народного просвещения — А.В. Луначарский
Нарком финансов — И.И. Скворцов (Степанов)
Нарком по иностранным делам — Л.Д. Бронштейн (Троцкий)
Нарком юстиции — Г.И. Оппоков (Ломов)
Нарком по делам продовольствия — И.А. Теодорович
Нарком почт и телеграфов — Н.П. Авилов (Глебов)
Нарком по делам национальностей — И.В. Джугашвили (Сталин)».
Итак, кто все эти люди были по национальности?
Восемь человек — Рыков, Милютин, Шляпников, Ногин, Луначарский, Скворцов (Степанов), Оппоков (Ломов), Авилов (Глебов) были русскими. Трое — Овсеенко, Крыленко и Дыбенко — были малороссами (украинцами). Джугашвили (Сталин) был грузином, И. Теодорович – поляком. Единственным евреем в первом правительстве Советов был народный комиссар иностранных дел Троцкий, настоящая фамилия которого была Бронштейн…
Таким образом, утверждение, что первое большевистское правительство было «еврейским», попросту притянуто за уши. В него, как и в последующие, входили люди разных национальностей, и все они были в той или иной степени ответственны за политику, осуществляемую Советским государством.

Биография Луначарского Анатолия Васильевича

Луначарский Анатолий Васильевич (псевдонимы – Воинов, Анютин, Антон Левый и др.) (11 ноября 1875, Полтава – 26 декабря 1933, Ментона, Франция) – русский и советский политический и государственный деятель, искусствовед, литературовед, драматург, переводчик, академик АН СССР (1930).

Родился в семье киевского чиновника. Уже в гимназии, в 14 лет, познакомился с идеями марксизма и будучи гимназистом, руководил подпольной организацией учащихся киевских средних школ (200 человек), изучавшей сочинения демократов 1860-х и народников, устраивавшей маевки. В 1892 вошел в социал-демократическую группу (1892), работал агитатором в рабочем квартале Киева. Как политически неблагонадежный, не получил разрешения учиться в столичных университетах, поэтому уехал в Цюрих, где стал учеником философа-идеалиста, эмпириокритика Р.Авенариуса. Там же познакомился с П.Б.Аксельродом, В.И.Засулич, которые входили в марксистскую «Группу освобождения труда»; восхищался Г.В.Плехановым, который приобщил его к изучению классической философии, а также работ К.Маркса и Ф.Энгельса.

В 1897 вернулся в Россию, был избран членом Московского комитета РСДРП, но вскоре был арестован и сослан в Калугу. Там он вместе с другими социал-демократами, особенно – с А.А.Богдановым, оказавшим на него сильное влияние, развернул пропагандистскую работу. Вновь был арестован, сослан в Вологду, затем Тотьму (1901–1903). После II съезда РСДРП стал большевиком. С 1904 – в эмиграции в Женеве, где включен в состав редакций газет «Вперед!» и «Пролетарий». В том же 1904 издал свой первый труд – Основы позитивной эстетики. Считался крупным журналистом РСДРП; на III съезде РСДРП выступал с обоснованием важности организации вооруженного восстания, однако уже тогда у него возникли философские разногласия с В.И.Лениным, ставшие причиной отхода Луначарского от большевизма после участия в Штуттгартском конгрессе II Интернационала 1907.

Опубликовав в 1908 большой труд Религия и социализм, стал основным теоретиком «богостроительства» – богословско-философского переосмысления идей марксизма в духе философии Маха и Авенариуса (обоснование новой пролетарской религии без Бога, которая фактически превращалась в обожествление коллектива и прогресса). Луначарский полагал, что «философия Маркса есть философия религиозная» и «вытекает из религиозных мечтаний прошлого».

В декабре 1909 стал одним из организаторов группы «Вперед!» (Богданов, Г.А.Алексинский, М.Н.Покровский, В.Р.Менжинский и др.), действовавшей в среде русских политических эмигрантов и выступавшей против использования думской трибуны и других полулегальных и легальных возможностей для партийной революционной работы РСДРП. В своей работе Мещанство и индивидуализм (1909) пытался примирить марксизм с эмпириокритицизмом и религией, что вызвало резкую отповедь со стороны Ленина. В 1910–1911 принимал участие в работе фракционных партийных встреч и «школ» в Италии.

В 1912 отошел от «впередовцев», вошел в 1913 в состав редколлегии газеты «Правда». С началом Первой мировой войны определился как интернационалист, выступал против шовинизма в политике и искусстве. События 1917 застали его в Женеве, где, выступая на митинге 9 января, он утверждал, что «Россия должна сейчас воспользоваться бессилием правительства и усталостью солдат, чтобы с помощью революции произвести коренной переворот». После Февральской революции 1917, оставив жену и сына в Швейцарии, вернулся в Россию, был делегатом первого всероссийского съезда Советов, начавшего работу 3 июня 1917, но 13 июня арестован Временным правительством, заключен в тюрьму «Кресты». Заочно избран в почетные председатели VI съезда РСДРП (август 1917). 8 августа освобожден из тюрьмы, введен в редакции газеты «Пролетарий», журнала «Просвещение». В октябрьские дни 1917 работал в составе Петербургского комитета РСДРП(б).

С октября 1917 и до 1929 – народный комиссар просвещения. Один из организаторов и теоретик советской системы образования, высшего и профессионально-технического обучения. Во время Гражданской войны 1918–1920 выезжал на фронты, вел агитацию. Много сделал для сохранения старых памятников архитектуры, культуры в условиях строительства «нового быта».

Старался привлечь старую интеллигенцию к сотрудничеству с советской властью, оградить ученых от преследований со стороны ВЧК. Тем не менее, был причастен к сносу части памятников культуры и созданию новых, посвященных деятелям революции и их предшественникам, путем переделки их из уже существующих. Был сторонником организации «философского парохода» 1922 (массовой высылки крупнейших русских ученых и мыслителей за рубеж), увольнениям старых профессоров из советских вузов по политическим мотивам. Бывший автором огромного числа работ по разным вопросам литературы, музыки, истории театра и живописи, архитектуры, антирелигиозной пропаганды, он не смог предотвратить и фактически санкционировал разгром старой Академии наук во имя создания Коммунистической академии как противовеса традиционному высшему образованию.

Под его руководством советская система образования была переориентирована с получения знаний на политическую обработку новых поколений в духе коммунистической идеологии. Увязывавший оценку художественного уровня с социальными критериями произведений, активный деятель Пролеткульта, Луначарский стал одним из основателей теории социалистического реализма. Не всегда последовательный в своих взглядах и оценках, часто менявший их в условиях изменчивой конъюнктуры, он все же вошел в русскую культуру как оригинальный мыслитель, талантливый защитник реализма в культуре и искусстве, плодовитый агитатор и пропагандист, человек энциклопедических знаний.

Луначарский Анатолий Васильевич

(настоящая фамилия — Чарнолуцкий)

(1875-1933) русский писатель, критик, политический и государственный деятель

Даже краткое перечисление всего того, чем занимался Анатолий Васильевич Луначарский, дает представление о его неординарной личности и огромной трудоспособности. Он был профессиональным революционером, блестящим публицистом и оратором, крупным политическим и государственным деятелем, двенадцать лет занимавшим пост народного комиссара просвещения.

Анатолий Луначарский родился в тихом украинском городе Полтаве, с которым связана и судьба прекрасного русского писателя Владимира Короленко. Когда мальчику исполнилось четыре года, мать ушла от своего мужа к статскому советнику А. Антонову, жившему в Нижнем Новгороде. Как позднее вспоминал Луначарский, именно атмосфера родительского дома определила выбор его жизненного пути.

В 1885 году после смерти Антонова от неудачной операции семья Луначарских переехала в Киев. Там Анатолий поступил в Первую гимназию — лучшую в городе. Еще в гимназии он вступает в социал-демократическую организацию и вскоре становится руководителем группы учащихся, изучавших нелегальную социал-демократическую литературу. Одновременно Анатолий Луначарский выступал в рабочих кружках. Когда ему было всего семнадцать лет, в газете, выпущенной гектографическим способом, появилась его первая статья. Поскольку он считался политически неблагонадежным, в аттестате при выпуске ему поставили четверку по поведению.

В то время это закрывало путь для продолжения образования в России. Поэтому Луначарский уезжает в Швейцарию и становится студентом Цюрихского университета. Он получает специальность юриста и одновременно знакомится с руководителями международной социал-демократии Р. Люксембург и Георгием Плехановым.

Анатолий Васильевич Луначарский проучился в Цюрихе два года и в 1897 году вернулся в Москву. Он снова начал работать агитатором и пропагандистом, писать прокламации. Его деятельность привлекла внимание полиции, и вскоре последовал арест. Поскольку Луначарский был достаточно молод, его продержали в тюрьме два месяца и передали на поруки отцу с обязательством не покидать Полтаву и не выступать публично.

Однако Анатолий Луначарский сразу же возвратился в Москву, а через несколько месяцев последовал новый арест. На этот раз молодой революционер просидел в тюрьме восемь месяцев, а затем был выслан в Вологодскую губернию.

Отбыв ссылку в Тотьме, Луначарский вновь устанавливает контакты с большевиками и в 1904 году приезжает в Киев. Там он несколько месяцев работает в городской газете «Киевские отклики», а осенью 1904 года по вызову Ленина приезжает в Женеву. С этого времени и начинается его работа профессионального революционера.

В Женеве ярко проявились ораторские способности Анатолия Луначарского. Он участвовал в работе третьего съезда РСДРП и осенью 1905 года по просьбе Ленина возвратился в Россию, где начал работать в большевистской газете «Новая жизнь». Уже после публикации первых статей становится очевидным, что именно Луначарский является главным публицистом газеты. Но власти очень скоро прерывают его активную публицистическую деятельность, через несколько месяцев Луначарского снова арестовывают и приговаривают к новой ссылке. Однако осенью 1906 года он совершает побег и сразу же покидает Россию.

К этому времени его мировоззрение существенно изменилось. Анатолий Луначарский не принимает того политического экстремизма, к которому призывают большевики вместе с Лениным. Он считает, что власть следует завоевать только парламентским путем.

Эволюция взглядов Луначарского и явилась причиной последующих обвинений в увлечении идеалистической философией и в прочих «смертных», с точки зрения большевиков, грехах.

Постепенно Анатолий Васильевич Луначарский переходит от большевистской публицистики к литературной критике. Он чутко следит за всеми новинками литературы и искусства. Так, в статье «Футуристы» им впервые была показана авангардистская сущность данного течения.

Когда же в марксистской литературе начинается обсуждение ленинского учения о диктатуре пролетариата, Луначарский опять начинает выступать в партийной печати. Постепенно его взгляды снова меняются, и на некоторое время он опять сближается с большевиками. В то время он живет за границей, прекрасно понимая, что на родине будет тотчас арестован и не сможет заниматься литературной и общественной деятельностью.

В 1914 году Анатолий Луначарский публикует цикл статей по истории литературы, где впервые ставит проблему взаимоотношений пролетариата и интеллигенции. Он считает, что интеллигенция вполне может стать союзником пролетариата, особенно когда речь идет о культурной революции.

Статьи талантливого критика сразу же получают восторженную оценку Миксима Горького и на несколько лет определяют литературную политику большевиков. Заметим, что в наши дни Луначарского часто считают посредственным и не совсем профессиональным критиком. Конечно, на его творчество оказывала влияние большевистская идеология, но тем не менее в ряде своих произведений он сумел блестяще предугадать развитие литературы. Некоторые оценки Луначарского отличаются глубиной и тонкостью суждений, как, например, в его статьях о Горьком.

Анатолий Васильевич Луначарский вернулся в Россию в мае 1917 года и сразу же включился в политическую деятельность. Однако он продолжал убеждать товарищей в необходимости мирного захвата власти, что вновь привело к полемике с большевистским руководством. Луначарский становится сотрудником газеты «Новая жизнь», созданной Горьким. Там появляются его острые критические статьи. В числе прочего они были направлены и против войны. Это привело к новому аресту, на сей раз уже со стороны Временного правительства, хотя это и не закончилось тюремным заключением. Популярность Анатолия Луначарского не позволила применить к нему крайние меры. Тем не менее на некоторое время он скрывался в подполье.

После Октябрьской революции Луначарский был назначен народным комиссаром просвещения. Вначале он не жалел усилий для того, чтобы привлечь деятелей культуры самых различных направлений для пропаганды новых идей. Вокруг созданного им журнала «Пламя» объединились писатели с самыми разными взглядами. Он и сам включается в активную писательскую деятельность. Правда, ни его обработки, скажем, Ф. Шиллера, ни оригинальные пьесы, как «Фауст и город» или «Канцлер и слесарь», нельзя считать удачными. Они носили сиюминутный, прикладной характер.

Вместе с тем Анатолий Луначарский яростно выступал против любых перегибов в области культуры. Впервые он заявил о своем несогласии с большевиками и желании выйти из правительства в 1918 году. Он сказал, что не может работать с теми, кто призывает к разрушению старой русской культуры. Но при этом его позиция была позицией стороннего наблюдателя. Он считал, что любые культурные течения имеют равное право на существование.

Анатолий Луначарский первым выступил и с призывом сохранения старых культурных ценностей и даже составил программу подобных мероприятий. Признавая за интеллигенцией право на самостоятельность, он старался защищать ее крупнейших представителей от произвола властей. Именно он отпустил многих деятелей культуры в Европу. Подобная «неразборчивость» не могла пройти незамеченной.

С приходом к власти Сталина, Луначарского начинают постепенно отстранять от руководящих постов. Изгнание из культурной жизни страны сильно сказалось и на состоянии его здоровья. К тому же произведения Луначарского, в которых звучала мысль о недопустимости человеческих жертв и террора, оказались под запретом.

С 1924 по 1932 год он работал председателем бюро по связям с зарубежными писателями. А вскоре он отправился за границу как заместитель главы советской делегации на конференции Лиги Наций по разоружению. Но и там ни на день не прерывал связи с Наркомпросом. А отношение властей к руководимому им наркомату менялось к худшему. Луначарский выступил решительным противником чрезмерной технизации образования, доказывая, что оно должно быть всесторонне сбалансированным. Нарком считал, что только интеллигенция может стать проводником культуры в массах. Поэтому к ней следует относиться с уважением и не преследовать деятелей культуры и искусства.

В феврале 1928 года, Анатолий Луначарский направил Сталину письмо, в котором писал о том, что в высших учебных заведениях существует дискриминация в отношении детей из семей интеллигенции. Он доказывал, что нельзя исключать из вуза на основании одного лишь социального происхождения. Понятно, что это письмо осталось без ответа.

Летом 1929 года Луначарский и несколько других членов коллегии Наркомпроса отказались участвовать в провозглашенной в то время «культурной революции» и подали в отставку. Она сразу же была принята. С уходом Луначарского интеллигенция лишилась защитника и посредника между ней и режимом. Известность Анатолия Васильевича Луначарского не позволяла открыто осудить его, и было решено отправить его в «почетную ссылку».

В то время он уже был тяжело болен, и в 1932 году в Берлине ему был удален правый глаз. Ненадолго Анатолий Луначарский вернулся в Москву, но работать там он практически не смог. Вскоре по настоянию врачей он вновь отправился в Германию на лечение.

А уже через несколько месяцев, в 1933 году, его назначили послом СССР в Испании. Практически это означало негласное указание оставаться за границей.

Летом того же года Луначарский отправился в Париж, где наступило обострение болезни, и врачи настояли на немедленном отъезде в санаторий. Анатолий Васильевич Луначарский поселился в небольшом французском городке Ментона на Лазурном берегу. Там он неожиданно скончался всего за несколько дней до отъезда в Мадрид.

Происхождение фамилии Лунин

Обладатель фамилии Лунин может гордиться ею, поскольку это семейное именование является замечательным памятником славянской письменности, культуры и истории.

Фамилия Лунин относится к распространенному типу родовых именований, образованных от мирских имен. Традиция давать человеку в дополнение к крестильному имени мирское сложилась у славян издавна и сохранилась вплоть до XVII века. Роль прозвищ часто играли языческие имена, бытовавшие на Руси до принятия христианства.

Большую группу среди них составляли имена по названиям животных. Давая такое именование, родители старались как бы спрятать за ним ребенка, оградить его от злых сил. В основе фамилии Лунин лежит прозвание Лунь, которое было образовано от названия хищной птицы семейства сов. Лунь отличается белесовато-пепельным оперением, поэтому прозванием Лунь в старину награждали людей, чьи волосы рано поседели. Неспроста у наших предков появилась поговорка: «Седой, как лунь».

В документах упоминаются Григорий Антонович Лунь Новосильцев (XV век), нижегородский крестьянин Семей Лунь (1624 год), запорожский казак Матвий Лунь (1649) и могилевский мещанин Парфен Игнатов сын Лунь (1654).

Впрочем, вполне могло статься, что далекий предок носил именование Луна. Слово «луна» происходит от индоевропейского «louksna», что означает «светлая», к этой же форме восходит и латинское слово «luna» – «луна». Согласно «Словарю символов», луна олицетворяет женскую силу, Мать-Богиню, Царицу Небесную. Фазы зарождения, исчезновения и появления Луны на небосводе символизируют бессмертие и вечность, постоянное обновление, просвещение. По всей видимости, славяне считали, что имя Луна наделит своего носителя мудростью, долголетием и гармонией с Природой.

Общепринятая модель русских родовых именований сложилась не сразу, однако уже к началу XVII века большинство фамилий образовывалось прибавлением к основе суффиксов -ов/ -ев и -ин, постепенно ставших типичными показателями русских семейных имен. По своему происхождению такие именования являлись притяжательными прилагательными. Основой их чаще всего служило имя либо прозвище отца. По этой модели на основе личного именования Лунь или Луна была образована фамилия Лунины.

Не исключено также, что данное родовое имя относится к числу фамилий, образованных от топонимов – названий рек, городов, сел и деревень. Такие семейные именования изначально представляли собой прозвища, которые говорили о местности, откуда был родом человек, о тех краях, где он жил и служил прежде. Переселенцы, выходцы из селений Лунино, коих немало в России, в официальных документах могли быть записаны как Лунины.

О точном месте и времени возникновения фамилии Лунин в настоящее время также говорить сложно, поскольку для этого необходимы глубокие генеалогические исследования. Однако можно утверждать, что данное семейное имя представляет собой интереснейший источник, который может многое поведать о жизни и быте наших прародителей.

Источники: Словарь современных русских фамилий (Ганжина И.М.), Русские фамилии: популярный этимологический словарь (Федосюк Ю.А.), Русские фамилии (Унбегаун Б.-О.), Этимологический словарь русского языка (Макс Фасмер), Словарь символов (Джек Тресиддер), Большая биографическая энциклопедия.

Анализ происхождения фамилии Лунин подготовлен
специалистами Центра исследований «Анализ Фамилии»

Напишите, что вам известно о происхождении фамилии Лунин:

Луначарский Анатолий Васильевич

Первый нарком просвещения в Советском правительстве. Не самый худший вариант. Он создавал театры, открывал музеи и памятники, заступался за деятелей культуры перед самим Лениным. Тем не менее, есть версия, что именно он – прототип образа Воланда в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Была чернота в Анатолии Васильевиче, была…

Биография Анатолия Луначарского

Он появился на свет в 1875 году в Полтаве. Сызмальства мальчик питал нескрываемую антипатию к религии. Бывало, что раскалывал иконы об стол. Отчим изрядно пил, а мать была дамой эксцентричной, с тяжелым характером. Так что детство Анатолия никак нельзя было назвать счастливым. Мальчик учился плохо, а однажды даже остался на второй год. Выглядел он чудаковато, был предметом всеобщих насмешек. А в душе он всегда хотел стать первым, лучшим. И он решил обязательно добиться этого.

В 1892-м году юношу захватили идеи социал-демократии, он вступает в тайное гимназическое общество. Он быстро научился управлять сверстниками, это оказалось совсем не сложно. Окончив гимназию, Анатолий решил продолжить учебу в Швейцарии, где увлекся работами французских философов-материалистов. Там же познакомился с Г.Плехановым и сблизился с группой «Освобождения труда».

Учеба совмещалась с бурной личной жизнью. Он был интеллигентен, остроумен и внешне эффектен. Оттого и пользовался успехом у слабого пола. В Швейцарии он стал членом РСДРП. Идея переделать мир всецело увлекла его. Вернувшись в Россию, он начал активную жизнь революционера-подпольщика. В 1900-м году, после очередного ареста, его сослали в провинциальную Вологду. Здесь он познакомился с врачом-психиатром и соратником А.Богдановым, который мечтал даровать людям бессмертие. На сестре Богданова Луначарский женится, укрепив дружеские связи родственными.

В 1904-м году Луначарский снова в Швейцарии, редактирует большевистские газеты. РСДРП раскололась. Он примкнул к большевикам. Произошло это в немалой степени благодаря знакомству с Лениным. Луначарский влюблен в Ленина, активно участвует в работе съездов и борьбе с меньшевиками. Он пишет статьи, выступает перед рабочими и всячески пытается доказать Ленину свою преданность. Ленин же точно уловил, что при всей эрудиции Луначарский склонен к поверхностным обобщениям и политически неустойчив.

От будущего вождя революции Луначарский получил прозвище «миноносец Легкомысленный». Действительно, этот человек был блистательным дилетантом, что и позволило подняться так высоко. Он знал понемножку обо всем и ни о чем в точности. Ему ничего не стоило поменять взгляды. После захвата власти большевиками именно Луначарский стал наводить мосты между новой властью и интеллигенцией. Кое-что ему удалось. Он умел произвести благожелательное впечатление на интеллектуалов. Ему верили, за ним шли. Именно к Луначарскому из Полтавы взывал писатель Короленко, прося остановить красный террор.

Луначарский как мог, препятствовал разрушению памятников культуры. В 1920-м году нарком возглавил Пролеткульт. Широкие народные массы стали приобщать к культуре. Читать и писать научились за короткий срок около 7 миллионов человек. Звезда Луначарского стала закатываться после смерти Ленина. В 1933-м году его назначили послом в Испанию. Однако по дороге к новому месту службы он тяжело заболел и скончался (26.12.1933) во французском городке Ментона. Возможно, избежав участи быть репрессированным у себя на Родине.

Ссылка на основную публикацию
Поделиться ссылкой: