Фамилия Дякон: происхождение, значение, история, написание и произношение

Дьяконов — значение и происхождение фамилии

Архив фамилий Дьяконов. Происхождение фамилии Дьяконов. Откуда появилась фамилия Дьяконов? Какое имеет значение фамилия Дьяконов. История происхождения фамилии Дьяконов. Какую информацию хранит фамилия Дьяконов о предках.

Значение и происхождение фамилии Дьяконов

Исследование истории возникновения фамилии Дьяконов открывает забытые страницы жизни и культуры наших предков и может поведать много любопытного о далёком прошлом.

Фамилия Дьяконов принадлежит к старинному типу славянских фамилий, образованных от личного прозвища.

В современном понимании этого слова фамилии начали складываться в XVI—XVII вв.еках, в период укрепления государственной власти, роста городов, массовых передвижений людей, освоения новых территорий, когда нужно было выделить человека в обществе. До этого в деловых документах обычно человеку давалось пространное описание, которое включало в себя несколько характеристик: личное имя; индивидуальное прозвище; указание на должность, занятие; указание на имя, прозвище или профессию отца; указание на местность, где человек проживал или откуда родом.

Значение фамилии Дьяконов

Довольно распространены были прозвища, указывавшие на профессию человека. Особую группу среди них составляют прозвища, указывавшие на такой род занятий, который придавал человеку определенный социальный статус. Так, прозвище киевского городничего, дворянина Ивана Служки (1542) означает «монастырский прислужник». Вероятно, подобные прозвища соответствовали прежде всего манере поведения человека, чертам его характера, и дворянин Служка отличился помощью монастырям.

К числу таких «социально-профессиональных» прозвищ относилось и именование Дьякон. Это слово пришло в русский язык из греческого, где означало «слуга». В старину на Руси сокращённым вариантом этого слова — «дьяк» — называли «письмоводителя, секретаря, начальника канцелярии». А слово «дьякон» служило для обозначения низшего духовного звания или сана, так называли помощника священника при служении. Как и другие подобные прозвища, именование Дьякон могло появиться и у людей, не имевших к этому роду занятий прямого отношения. Что заставило сослуживцев дать это прозвище донскому казаку Федьке Дьякону (1565), сейчас довольно трудно разгадать. Возможно, он обладал густым «церковным» голосом, либо любил помогать при церковной службе.

Происхождение фамилии Дьяконов

В XVI—XVII вв.еках на Руси начался процесс формирования фамилий как особых родовых наименований, переходящих по наследству от отца к детям. Уже к началу XVII века самой распространенной моделью их образования стало прибавление к основе суффикса -ов/-ев, который со временем превратился в наиболее типичный показатель русских фамилий. Такие семейные именования по своему происхождению являлись притяжательными прилагательными, образованными от имени или прозвища отца. Так от прозвищного имени Дьякон и произошла фамилия Дьяконов.

Когда и где именно возникла эта фамилия, в настоящее время невозможно установить без специальных генеалогических исследований. Известно, например, что уже в 1660 году её носил вологодский подьячий Корнилко Дьяконов. Очевидно, что фамилия Дьяконов имеет интересную многовековую историю и должна быть отнесена к числу старейших русских родовых именований, свидетельствующих о многообразии путей появления фамилий.

Похоже на правду про фамилию Дьяконов? 🤓
Будем благодарны за репосты. 📣
Оставьте комментарий ↓, опишите все что вы знаете о фаммилии Дьяконов! 💬

Происхождение фамилии Дьяконов

Исследование истории возникновения фамилии Дьяконов открывает забытые страницы жизни и культуры наших предков и может поведать много любопытного о далёком прошлом.

Фамилия Дьяконов принадлежит к старинному типу славянских фамилий, образованных от личного прозвища.

В современном понимании этого слова фамилии начали складываться в XVI-XVII веках, в период укрепления государственной власти, роста городов, массовых передвижений людей, освоения новых территорий, когда нужно было выделить человека в обществе. До этого в деловых документах обычно человеку давалось пространное описание, которое включало в себя несколько характеристик: личное имя; индивидуальное прозвище; указание на должность, занятие; указание на имя, прозвище или профессию отца; указание на местность, где человек проживал или откуда родом.

Довольно распространены были прозвища, указывавшие на профессию человека. Особую группу среди них составляют прозвища, указывавшие на такой род занятий, который придавал человеку определенный социальный статус. Так, прозвище киевского городничего, дворянина Ивана Служки (1542) означает «монастырский прислужник». Вероятно, подобные прозвища соответствовали прежде всего манере поведения человека, чертам его характера, и дворянин Служка отличился помощью монастырям.

К числу таких «социально-профессиональных» прозвищ относилось и именование Дьякон. Это слово пришло в русский язык из греческого, где означало «слуга». В старину на Руси сокращённым вариантом этого слова — «дьяк» — называли «письмоводителя, секретаря, начальника канцелярии». А слово «дьякон» служило для обозначения низшего духовного звания или сана, так называли помощника священника при служении. Как и другие подобные прозвища, именование Дьякон могло появиться и у людей, не имевших к этому роду занятий прямого отношения. Что заставило сослуживцев дать это прозвище донскому казаку Федьке Дьякону (1565), сейчас довольно трудно разгадать. Возможно, он обладал густым «церковным» голосом, либо любил помогать при церковной службе.

В XVI-XVII веках на Руси начался процесс формирования фамилий как особых родовых наименований, переходящих по наследству от отца к детям. Уже к началу XVII века самой распространенной моделью их образования стало прибавление к основе суффикса -ов/-ев, который со временем превратился в наиболее типичный показатель русских фамилий. Такие семейные именования по своему происхождению являлись притяжательными прилагательными, образованными от имени или прозвища отца. Так от прозвищного имени Дьякон и произошла фамилия Дьяконов.

Когда и где именно возникла эта фамилия, в настоящее время невозможно установить без специальных генеалогических исследований. Известно, например, что уже в 1660 году её носил вологодский подьячий Корнилко Дьяконов. Очевидно, что фамилия Дьяконов имеет интересную многовековую историю и должна быть отнесена к числу старейших русских родовых именований, свидетельствующих о многообразии путей появления фамилий.

Источники: Веселовский С.Б. Ономастикон. М., 1974. Тупиков Н.М. Словарь древнерусских личных имен. СПб., 1903. Унбегаун Б.-О. Русские фамилии. М., 1995. Суперанская А.В., Суслова А.В. Современные русские фамилии. 1981. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1981.

Анализ происхождения фамилии Дьяконов подготовлен
специалистами Центра исследований «Анализ Фамилии»

Напишите, что вам известно о происхождении фамилии Дьяконов:

Фамилия Дякон: происхождение, значение, история, написание и произношение

Фамилия Дьяконов в 50% случаев имеет русское происхождение, в 5% — украинское, в 10% — белорусское, в 30% приходит из языков народов России (татарского, мордовского, башкирского, бурятского и т. д.), в 5% случаев происходит из болгарского или сербского языков. В любом случае эта фамилия образована от имени, прозвища, рода занятий или места жительства дальнего предка человека по мужской линии.

Фамилия Дьяконов относится к типу слабораспространенной в областях России и стран ближнего зарубежья. В некоторых значимых исторических справках однофамильцы были известными деятелями из славянского киевского дворянства в 16-17 веках, имевших большую царскую привелегию. Древние свидетельства фамилии можно найти в таблице жителей Древней Руси в период царствования Иоана Грозного. У царя имелся определенный список знатных и благозвучных фамилий, которые даровались приближенным только в случае особых заслуг или поощрения. Тем самым указанная фамилия донесла свое первичное происхождение и является редкой..

Написание фамилии латиницей: DMZYAKONOV

Копирование материалов сайта возможно ТОЛЬКО с указанием прямой ссылки на данную страницу

Поделиться ссылкой:
Происхождение фамилии Дьяконский Информация о фамилии Дьякончук
История фамилии Дьясенко Тайна фамилии Дьячевский
Исследование фамилии Дьяченко Значение фамилии Дьячик
Откуда пошла фамилия Дьячихин Фамильный род Дьячишин
Исследование фамилии Дьячкин История происхождения фамилии Дьячко
Происхождение фамилии Дьячков Информация о фамилии Дьячковский
История фамилии Дьячук Тайна фамилии Дьяяконов
Исследование фамилии Дэвирбовский Значение фамилии Дэвис
Откуда пошла фамилия Дэге Фамильный род Дэглау
Исследование фамилии Дэйвис История происхождения фамилии Дэйно

Зарегистрированные пользователи однофамильцы

Найдено 15 однофамильцев

Дьяконов Рихард Иеронимович г.Нижние Ураспуги (Республика Татарстан) .
Дьяконов Раис Евплович г.Руза (Московская область) .
Дьяконов Оскар Захарьевич г.Изборск (Псковская область) .
Дьяконов Флор Протасьевич г.Соловки (Архангельская область) .
Дьяконов Артем Доминикович г.Трубчевск (Брянская область) .
Дьяконов Трофим Вильгельмович г.Боровское (Тюменская область) .
Дьяконов Рубен Федосьевич г.Старая Слобода (Ленинградская область) .
Дьяконов Эдвард Мануйлович г.Петровское (Московская область) .
Дьяконов Валентин Севастьянович г.Лиственка (Ленинградская область) .
Дьяконов Зиновий Димитриевич г.Дрожжино (Московская область) .
Дьяконов Иннокентий Иринархович г.Нагорный Иштан (Томская область) .
Дьяконов Рудольф Юлиевич г.Чита (Забайкальский край) .
Дьяконов Абрам Иоакимович г.Черемшанка (Челябинская область) .
Дьяконов Клим (Климент, Климентий) Адамович г.Смоленск (Смоленская область) .
Дьяконов Муслим Акимович г.Ворша (Владимирская область) .

Алфавит фамилий

А Б В Г Д Е Ж
З И К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х
Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Персональный гороскоп

Составление личного гороскопа для каждого по дате рождения и имени заказать

Происхождение фамилии «Дьяконов»

История фамилии

Фамилия Дьяконов образована от прозвища Дьякон, в основе которого, скорее всего, лежит аналогичное существительное. В христианстве дьяконом называют лицо, имеющее первую, низшую степень священства; помощника священника, участвующего в церковной службе.

Впервые слово «диакон» (от греческого diаkonos – «служитель»), как обозначение определенного служения в христианской церкви, встречается в Послании апостола Павла к Филиппийцам, а также в не менее позднем Послании к Тимофею. Христианское предание относит возникновение дьяконского служения к первым годам существования иерусалимской церкви.

В прошлом в обязанности дьяконов входило наблюдение за церковным благочинием: они указывали каждому место в храме, смотрели, чтобы в церкви все было благообразно и по чину, наблюдали за поведением и нравами верующих и свои наблюдения представляли епископу. По указанию епископа, они распоряжались церковным имуществом: раздавали милостыню, заботились о содержании сирот, вдов и вообще всех, пользовавшихся церковными пособиями. Вообще они были посредниками между епископами и паствой: передавали ей распоряжения епископа и приводили в исполнение его повеления. Поэтому их называли ангелами и пророками епископа.

Таким образом, вполне вероятно, что основатель рода Дьяконовых когда-то состоял в чине дьякона.

В исторических документах содержатся сведения о дворянском роде Дьяконовых. Известно, что представители этого рода владели имениями в Касимовском уезде Рязанской губернии. Герб этого рода внесен в Часть 13 «Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи».

Кроме того, встречаются данные и о других носителях фамилии Дьяконов. Так, в архивах упоминаются Сергей Тимофеевич Дьяконов, который был дьяконом села Волосты Юхновского уезда Смоленской губернии; Никита Дьяконов, муромский купец; Александр Григорьевич Дьяконов (1860-1886), богослов, славянист.

Уже в XV–XVI веках начинают передаваться из поколения в поколение первые фамилии, которые подчеркивали принадлежность человека к конкретной семье. Они непременно указывали на именование главы семейства. В результате прозвище человека закреплялось за его потомками и домочадцами, оформляясь при этом различными суффиксами (-ов/-ев, -ин). Дьякон, со временем получил фамилию Дьяконов.

Среди наине менее именитых однофамильцев — Игорь Михайлович Дьяконов (1915-1999), российский востоковед, историк, специалист по шумерскому языку, древним письменностям, истории Древнего Востока, теоретической истории.

Похожие на фамилию «Дьяконов»:

Значение слова «Дьяконов»

Игорь Михайлович (р. 1914/15), российский востоковед, доктор исторических наук. Брат М. М. Дьяконова. Основные работы по социально-экономической истории стран древней Передней Азии и филологии (семитские, шумерский, хурритский, урартский, эламский языки).—Михаил Александрович (1855/56-1919) , российский историк, академик Российской АН (1917; академик Петербургской АН с 1912). Труды и публикации документов. Читать полное описание слова «Дьяконов»

Исторический словарь

Смотреть значение Дьякон в других словарях

Дьякон И Устар. Диакон М. — 1. Служитель культа, имеющий первую, низшую степень священства; помощник священника при совершении церковной службы (в православной церкви).
Толковый словарь Ефремовой

Дьякон — и (офиц.) д и а к о н, дьякона, м. (греч. diakonos) (церк.). В православной и католической церкви — священнослужитель, имеющий т. наз. первую, низшую (чем священник) степень священства.
Толковый словарь Ушакова

Дьякон — -а; мн. дья́коны, -ов и дьякона́, -о́в; м. В православной церкви: священнослужитель, имеющий первую (низшую по отношению к священнику) степень священства, помощник священника.
Толковый словарь Кузнецова

Дьякон — (греч. diakonos) — в православии — лицо, имеющее первую, низшуюстепень священства; помощник священника, участвующий в церковной службе(песнопения, чтения молитв). Старший.
Большой энциклопедический словарь

Дьякон — о. см. Атласова, о.
Географический словарь

Александр Дьякон — — расколоучитель XVIII в., родился в 1674 или 1675 г., казнен 21 марта 1720 г., родом из нерехтских посадских людей, служил дьяконом в тамошнем Тенском Владимирском монастыре. Мучимый.
Большая биографическая энциклопедия

Анфиноген (амвросий), Дьякон — дьякон, беглый раскольничий лжеархиерей при Елиз. Пет. 1757
Большая биографическая энциклопедия

Григорий, Дьякон — переписчик Остромирова евангелия, около 1056
Большая биографическая энциклопедия

Григорий, Новгородский Дьякон — — новгородский дьякон, написал в 1056—57 гг. Евангелие для новгородского посадника Остромира. См. Остромирово
Большая биографическая энциклопедия

Дементий, Дьякон — свидетель кончины кн. Димитрия Юрьев. Красного (1441 г.), записавший
Большая биографическая энциклопедия

Иоаким, Дьякон — книгописец (один из трудившихся по заказам митропол. Иосифа Солтана), писал пролог 1512
Большая биографическая энциклопедия

Карп, Дьякон — — основатель ереси стригольников, расстриженный дьякон; летописи упоминают о нем, однако, очень мало; в 1376 г. он с неким Никитою был сброшен с моста в Волхов и утоплен.
Большая биографическая энциклопедия

Лука, Дьякон Вологод. Спасо-прилуцк. Монаст. — напис. 1567 г. полуустав. 500 л. книгу «Маргарит» Златоуста, по заказу Якова Иоанникиевича Строгонова, а им положена книга в сольвычегод. собор Благовещ. (библ. гр. в. Андр. Толст. 556 л.
Большая биографическая энциклопедия

Никита, Дьякон — учитель стригольников, сброшен с моста в Новегороде, 1376
Большая биографическая энциклопедия

Федор, Дьякон Благовещенского Собора — дьякон Благовещенского соб., расколоучитель, судимый Соб. 1667
Большая биографическая энциклопедия

Диакон, Дьякон — (греч.-служитель): во 2 – 3 вв. лицо, ведавшее хозяйственными делами христианской общины. Впоследствии и сейчас – низший духовный сан христианской церковной иерархии.
Философский словарь

Дьякон, Диакон — (греч. diakonos — служитель) — служебная должность при епископе во 2-3 вв., ведал хоз. делами христ. общины. В последующем — духовный сан, помощник священника при богослужении и отправлении обрядов.
Философский словарь

ДЬЯКОН — ДЬЯКОН, -а, мн. -ы, -ов и -а, -ов, м. В православной церкви: низший духовный сан, помощник священника при совершении церковной службы. || ж. дьяконесса [нэ], -ы (в англиканской.
Толковый словарь Ожегова

ДЬЯКОНОВ

Раскройте тайну фамилии ДЬЯКОНОВ (в латинском транслите DYAKONOV) глядя на результаты расчета в нумерологической магии цифр. Вы узнаете скрытые таланты и неизвестные желания. Возможно, вы не понимаете их, но чувствуете, что чего то не знаете о себе и ваших близких.

Первая буква Д фамилии ДЬЯКОНОВ расскажет о характере

Характерные черты фамилии ДЬЯКОНОВ

  • единение с природой
  • непостоянство
  • отсутствие систематичности
  • капризность
  • общительность
  • приветливость
  • способность к экстрасенсорике
  • выносливость
  • нервозность
  • проницательность
  • интерес к здоровью
  • острый ум
  • творческие амбиции
  • большая эмоциональность
  • таинственные волнения
  • раскладывание по полочкам
  • способность к классификации
  • интеллигентность
  • творческие способности
  • чувство собственного достоинства

ДЬЯКОНОВ: число взаимодействия с миром «4»

Людей, числом выражения которых является четверка, редко атакуют сомнения и тревоги. Обычно «четверочники» точно знают, чего хотят, и прекрасно представляют себе, как этого добиться. Да, им мало что дается легко, однако приложенные усилия никогда не бывают напрасными; другими словами, такой человек редко выигрывает в лотерею, но никогда не работает без должного вознаграждения. Среднестатистический «четверочник» — надежда и опора членов своей семьи, родственников и коллег. Именно он обычно замещает начальника, когда тот болен или в отпуске, дает толковые советы, консультирует коллег, исправляет чужие ошибки и решает самые ответственные вопросы. В работе такой человек часто становится незаменим, и отличным дополнением к его выдающимся деловым качествам является нежелание участвовать в подковерных интригах и любых сомнительных сделках.

«Четверочники» с первого взгляда производят впечатление людей серьезных, основательных и рассудительных – и это не иллюзия, они именно такие. Любая небрежность для них если не враг, то фактор, несомненно, негативный и неприятный, и сил на борьбу с ним люди четверки тратят не мало. Предпочитая держаться подальше от любых рискованных затей и сомнительных предприятий, «четверочники» обычно довольствуются тем, что имеют, но обеспечивают себе максимальный комфорт и уют на каждом жизненном этапе. Предельно честные по отношению к окружающим, они того же ждут и от других; солгав даже в мелочи, можно испортить отношения с «четверочником» раз и навсегда.

Полумер люди четверки, как правило, не признают, однако они достаточно практичны и рациональны, чтобы в некоторых случаях идти на уступки и даже позволять командовать собой. Поведение «четверочника» подчинено логике и обычно вполне предсказуемо для окружающих; его цели ясны, а желания выполнимы.

«Четверочники» много внимания уделяют своей семье, постоянство и ответственность являются едва ли не наиболее ярко выраженными чертами их характера. Заботясь о близких и стараясь максимально удовлетворить их потребности, люди четверки, как правило, стремятся контролировать ситуацию и не упускать из виду даже самые малозначительные события. «Четверочник» может не являться признанным главой семьи, но можно не сомневаться, что ни одно решение не будет принято без его одобрения.

Ошибкой «четверочника» может стать стремление к жизненным благам, которые не являются для него необходимыми. Так, желая соответствовать пожеланиям родителей, партнера по браку или детей, такой человек загоняет себя в ловушку депрессии; научившись хорошо понимать себя и прислушиваться к собственной интуиции, он, напротив, бывает счастлив.

ДЬЯКОНОВ: число душевных стремлений «2»

Рожденные под влиянием двойки стремятся к равновесию и гармонии во всем. Именно эти люди мирят поругавшихся родственников, ищут разумный компромисс со второй половинкой, с готовностью жертвуют собственными интересами ради друзей. Впрочем, лелея мечту о мире во всем мире, двоечники делают только то, что считают нужным – попытки надавить на них закончатся полным фиаско.

Хитрить и плести интриги тоже не самая удачная идея, поскольку эти люди не только раскусят коварный замысел манипулятора, но и обязательно позаботятся о справедливом возмездии. Двоечники удивительно честны и искренни, иногда это даже доходит до абсурда. Они ждут подобного отношения и от окружающих и способны всерьез обидеться на лицемерие.

Люди, находящиеся под воздействием двойки, любят естественность и потому испытывают сильнейший дискомфорт, если приходится соблюдать правила, которые им непонятны. Как правило, они могут похвастаться врожденной грамотностью, а те, кого природа не наградила подобным талантом, попросту игнорируют орфографию.

Двоечники ничего не смыслят в технике и точных науках, но зато в сфере человеческих отношений просто незаменимы. Они дружелюбны, искренне интересуются окружающими, способны сопереживать. Человека двойки не заманишь пафосными лозунгами и велеречивыми словами, однако при виде чужого горя он всегда принесет себя в жертву, чтобы хоть как-то облегчить участь бедняги.

Наделенные ценным умением разбираться в людях, двоечники, тем не менее, с трудом ладят с теми, кого любят. Именно рожденные под влиянием двойки страдают от выпадов семейного тирана, бесконечно прощают измены и пагубные привычки своим партнерам, подолгу терпят детские капризы. Они прощают близким даже то, что нельзя прощать, а сами мучаются из-за несовпадения ожидания и реальности. Двоечник сможет стать по-настоящему счастливым рядом с человеком, который сумеет оценить глубину его переживаний, научится читать между строк, поймет его тонкую натуру.

Люди, находящиеся под влиянием двойки, обожают искусство и часто достигают выдающихся успехов в этой сфере. Еще одна область, вызывающая их неподдельный интерес, – это мистика. Однако оккультные науки могут оказаться не только заманчивыми, но и опасными, поскольку двоечники порой настолько погружаются в них, что забывают о реальности.

ДЬЯКОНОВ: число истинных особенностей «2»

Людей, рожденных под воздействием двойки, с радостью принимают в любой компании. Двигаясь к своей цели, они точно не пойдут по головам, не пустятся в интриги и не станут нарушать правила. Им интереснее отыскать компромисс или уступить оппоненту, нежели пытаться навязать собственную точку зрения. Люди двойки с прилежанием выполняют любое дело, для них нет незначительного труда.

Двоечники – незаменимые работники: они не только беспрекословно подчиняются начальству и избегают конфликтов, но и стремятся установить неформальные отношения в коллективе. Эти люди дружелюбны и коммуникабельны, с легкостью адаптируются в новой компании и умеют поддержать беседу даже с малообщительными гостями.

Человек, находящийся под влиянием двойки, обладает яркой харизмой. Он уверен в себе, без смущения пользуется своим обаянием и может превратиться из милого фантазера в хитрого манипулятора, хотя довольно быстро раскаивается и теряет интерес к обману. Комфортнее всего двоечник чувствует себя, демонстрируя лучшие черты своего характера: заботясь о друзьях и близких, помогая нуждающимся, проявляя себя как замечательный супруг и родитель.

Эти люди не любят нарушать правила, поскольку резкость и агрессивность им совершенно не свойственны. Впрочем, слепо подчиняться они тоже не станут, поскольку у них всегда есть собственная точка зрения на происходящие события, хотя они и не спешат делиться ей с окружающими.

Рожденным под влиянием двойки не всегда удается справляться с трудностями, они нервничают, если понимают, что приложенные усилия оказались тщетными. Однако они предпочитают не копить в себе негатив, а стремиться навстречу новым мечтам и целям.

Грезя о всеобщем благополучии, люди двойки, как правило, начинают с собственной семьи. Нельзя сказать, что им все дается легко, однако эти неутомимые трудоголики умеют радоваться даже мелочам. Идеальная семья, стабильный заработок, верные друзья – вот что приносит двоечнику настоящее счастье.

Фамилия Дякон: происхождение, значение, история, написание и произношение

Еще до разрушения Второго храма в Иерусалиме при каждой синагоге состояло трое служителей, называемых парнасин (ивр. פרנסין ‎ — раздаватели милостыни) или габа́й-цедака́ (габа́й ивр. גבאי ‎ — собирающий, цедака́ ивр. צְדָקָה ‎ — благотворительность), чьей обязанностью была забота о бедных. Габа́й цедака́ должен был также хорошо знать писание. Организационная структура ранней христианской церкви, перенявшая структуру синагоги, по всей видимости включила в себя и должность габа́й-цедака́, ставшую прототипом христианского диаконского служения (на это может указывать и созвучие др.-греч. διάκονος (диа́конос) и др.-еврейского צְדָקָה (цедака́)) [источник не указан 243 дня] .

Раннее христианство

Впервые слово «диакон», как обозначение определённого служения в христианской церкви, встречается в Послании апостола Павла к Филиппийцам (1:1), а также в более позднем 1-м Послании к Тимофею (3:8). Христианское предание относит возникновение диаконского служения к первым годам существования иерусалимской церкви. Согласно Деяниям святых апостолов (6:1—6), часть членов общины жаловалась на неравномерную раздачу жизненных припасов, вследствие чего оказывались обделены некоторые из вдов. Сами апостолы, обязанные прежде всего проповедовать слово Божие, не имели возможности «печься о столах» и на это служение посвятили своим рукоположением семь избранных общиной почтенных лиц. Следует, однако, отметить, что в тексте книги Деяний слово «диакон» не употребляется. Сказано лишь, что семеро были поставлены «пещись (др.-греч. διακονεῖν , дыа́конин) о столах», в то время как апостолы оставили за собой «служение ( διακονία , дыакони́а) слова». В тексте нет никаких указаний на то, что семеро были диаконами в том же смысле слова, в каком его употребляет апостол Павел.

Согласно «Апостольскому церковному уставу», диаконы побуждали членов общины к щедрости, к добрым делам [1] . Вместе с тем «Апостольское предание» предписывало диакону доносить епископу и обо всех болящих, чтобы епископ мог бы их посетить и причастить Святых Тайн [2] .

Начиная с IV века прежнее служение диаконов отходит на дальний план в связи с выдвижением их богослужебной функции. В VII веке, согласно 16 правилу Трулльского собора (692), служение диаконов должно было оставаться «образцом человеколюбия и попечения о нуждающихся» (τύπος φιλανθρωπίας καί σπουδής).

Позднее христианство

В последующие века служение диаконов включило в себя многочисленные занятия и обязанности. Диаконы должны были наблюдать за церковным благочинием: указывали каждому место в храме, смотрели, чтобы в церкви все было благообразно и по чину, наблюдали за поведением и нравами верующих и свои наблюдения представляли епископу. По указанию епископа, они распоряжались церковными имуществами: раздавали милостыню, заботились о содержании сирот, вдов и вообще всех, пользовавшихся церковными пособиями. Вообще они были посредниками между епископами и паствой: передавали ей распоряжения епископа и приводили в исполнение его повеления. Поэтому их называли ангелами и пророками епископа. По своей близости к епископам и по обширности круга своих обязанностей диаконы в древней церкви имели весьма большое значение во всех церковных делах и пользовались особым уважением, чему способствовало и то обстоятельство, что их было немного: по первоначальному примеру церкви иерусалимской, во многих церквях было обычаем не поставлять более семи диаконов. Участие их в церковном управлении, иногда более влиятельное, чем участие пресвитеров, возбуждало высокомерное отношение с их стороны к пресвитерам. Ввиду этого соборы в своих постановлениях напоминали о низшей, сравнительно с пресвитерами, иерархической степени диаконов и о зависимости их от пресвитеров. В протестантских общинах диаконство имеет значение в делах христианской благотворительности и вообще во внутренней миссии.

Современность

На православном Востоке и в России диаконы и в настоящее время занимают такое же иерархическое положение, как в древности. Их дело и значение — быть помощниками при богослужении. Сами они самостоятельно не могут совершать общественное богослужение и быть представителями христианской общины. Ввиду того, что священник и без диакона может совершать все службы и требы, диаконы не могут быть признаны совершенно необходимыми. На этом основании возможно сокращение числа диаконов при церквях и приходах. К такому сокращению прибегали у нас для увеличения содержания священников. В бытность графа Д. А. Толстого обер-прокурором св. синода было определено, чтобы диаконы были поставляемы из псаломщиков, по просьбе прихожан, лишь в том случае, если приход изъявит желание взять на себя содержание диакона. Вследствие этого число диаконов значительно сократилось.

В Русской церкви принято в официальных или торжественных случаях обращаться к диакону: «Ваше благовестие» или «Ваше боголюбие» (хотя в Церковном протоколе РПЦ такие обращения не указаны).

Женщины и диаконство

В православии и католичестве

В древней церкви I—VIII веков существовал чин женщин-служителей, называвшихся диакониссами. Они поставлялись через посвящение и несли определенные церковные обязанности, но не принимали участия в совершении таинств. Институт диаконисс существовал недолго и исчез после распространения женского монашества. Вопрос о восстановлении института диаконисс обсуждался на Поместном соборе РПЦ 1917—1918 гг, но определённого решения так и не было принято [3] .

В протестантизме

Посвящение женщин в сан диакона широко практикуется в лютеранстве.

Ссылка на основную публикацию